Среда, 24.04.2024, 21:16
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Я_уза времени. [12]
Разумные бредни дилетанты.
Откуда есть пошло СВИБЛОВО? [1]
Галопом по эпохам, по времени былому...
Старые фотографии Свиблово и окрестностей. [0]
Посмотрим на старые фотографии, сравним, что было, что есть, а чего уже нет.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
 Каталог статей
Главная » Статьи » Из истории Свиблово. » Я_уза времени.

Я_уза времени. Часть 7.



«--- назад: Часть 6



Всё имеет смысл

    Такие комплексы в Москве не единичны, один из них - Измайловская резиденция Романовых. Вот мы и вернулись к первой потешной крепости.

    Семья самодержцев выбрала Измайлово не случайно – попасть сюда можно было только через Первопрестольную. С севера, востока и юга эта местность была защищена обширными лесами и болотами. К тому же эти земли отличались повышенным содержанием серебра, что позволяло получить дополнительную ионную очистку питьевой воды. К тому времени перенаселённость Москвы не позволяло безбоязненно пользоваться её водными ресурсами. Вот Романовы и построили себе «Борвиху», ликвидировав все деревни в пойме реки Рыбицы, дабы они не поганили царских вод. С тех пор река стала Серебрянкой – по аналогии с Серебренным бором, славящимся чистотой воды и служившим банями для знатных особ прекрасного пола.

    Привожу интересный план Измайловского комплекса (склеите сами). Обратите внимание на Строкинский пруд – это бывшая крепость, речь о которой уже шла выше.

    Не прошло и ста лет, как супостат Лжедмитрий попытался взять корону ещё тёпленькой – прямо в резиденции. Его отряд был разбит на Стромынской дороге гарнизоном той самой крепости, лагерные укрепления которой мы уже рассматривали. Это потом её отдали юному Петру на забаву.

    Не таким простым был этот Лжедмитрий, это ж надо додуматься - штурмовать Москву с востока. А ведь взял – пусть при помощи поляков, но взял. Не такой уж он и самозванец – просматриваются в его образе неординарные черты. Видимо, наследил царь в пору буйной юности – ну, да Бог с ним, проехали.

    Кстати, такую же операцию с выселением деревень в Лосином острове проделала и Екатерина вторая – создав заповедную территорию, снабжающую водой столицу. Только благодаря желанию пить чистую воду мы имеем в городе два таких больших лесных массива. «Что Бог не делает – всё к лучшему».

    Вернёмся в Измайлово – ведь это не последняя история с великими мира сего. Конечно, я говорю о Сталине, его бункере – но не всё так просто. Этому комплексу требовались и дороги (включая тайные), и снабжение, и обслуживание, и охрана. Вот и строились: и ветка метро (пущенная, кстати, в военные годы), и аэродром в районе нынешней станции метро "Щёлковская" (для непредвиденной эвакуации), и маскировка (огромный стадион и обширный парк – всё имени любимого вождя). В доказательство привожу карту Когановича, где и Аэропорт, и аэродром в Измайлово обозначены одним условным знаком – кругом, что говорит о сильно охраняемых объектах (в предвоенные годы многое было засекречено – и после тоже).

    А теперь попробуйте сказать, что в новых районах Москвы мало исторических мест.
   Не хочу обидеть другие районы, не заметить Коломенское и Тушино…, но пропущу – мало я их знаю.

 

По Ярославской узе

 

   Название этой реки переводится как Ярославское шоссе. Я не шучу, она и была дорогой на Ярославль – узой связывающей города. Я (Ярославль), уза (дорога) – по аналогии с Рузой, где Р, это Ржев. Со временем Яуза, выпрямляясь, отодвигалась от реки меняя названия с Троицкой до Ярославской. Реки меньше подвержены переименованию, чем сёла  - и наши местные реки получили своё название с рождением города Москва (раннее их название не сохранилось). Название притоков говорит о дикости этих мест: Лихоборка – лихо, беда,  Горяинька – горе, Чермянка – чернь, чёрная или бедняцка, Ичка – сарынь на кичку (дерьмо на кочку, срань-рвань на нос корабля, все на бак, свистать все на верх – отчаянный воинский лозунг. Кочкой могли именовать остров гона лосей – Погоно-лосиный остров). Сёла и деревни именовались по принадлежности к хозяевам. Свиблово было Тимофеевской, деревня у капустинского пруда – Попоповкой…, более ранние названия, если они были, до нас не дошли.

   Меня заинтересовали старицы Яузы, как следы умышленного изменения русла реки. Какие замыслы двигали предками при проведении этих работ? Для чего они копали новое русло и засыпали старое? Ясно одно – заболоченное сегодня, было низким, но сухим местом (это подтверждается многочисленными руинами старых строений в заболоченных ныне участках берега). Грунтовые воды были ниже, Волжской воды в Яузе ещё не было – и сама река была значительно мельче. Судоходной она становилась только при большой воде, весной и осенью – но наличие мельниц на реке исключает и эту возможность. Река была сезонной дорогой до активного заселения этих мест. Приглядимся к реке, сопоставим карты – и яснее увидим прошлое. Оно нас поразит.

 

   Начнём от Ярославки к верховьям Яузы.

   Прямой участок реки у Ростокино – выпрямлен, расширен и обложен камнем в Хрущёвские времена (планировалось сделать Яузу судоходной для маломерного флота до ВДНХ). От села ничего не осталось – возможные  следы стёрло последнее благоустройство левого берега. На картах 1766 и 1849 годов отмечена церковь. Но уменьшительное «сельцо», наводит на мысль о часовне – по этим же картам часовня находилась на территории школы, а по карте Суворина на территории мехового комбината (указать место точнее трудно). Самое старое двухэтажное здание барачного типа сохранилось на Сельскохозяйственной улице. Название села трактуют как прообраз Польского города Росток – может быть, славянские языки имеют много общих корней, во всяком случае, здесь дорога разветвлялась на Медведковскую, Осташковскую и Ярославскую.

    Ростокинский камвольно-отделочный комбинат.
   Согласно картам середины 19 века, он состоял из двух фабрик: левая половина – бумажная фабрика, правая – ситцевая. Между фабриками протекала река. След старого русла сохранился в пескоулавливателе на Яузе – ниже комбината по течению. Русло изменили в период коллективизации и укрупнения, в 30-е годы, пустив реку по руслу ручья (Реке Горяинке).



   Южнее Леоновской церкви река круче уходила к югу – 100 метров грунта насыпали к 80-му году (под Олимпиаду).
   Сейчас там новое футбольное поле.
   Севернее стадиона "Искра" Яуза соединялась с прудами – раньше их было три, сохранился только один, Леоновский пруд. Два более мелких были выше по течению – сейчас там заросший овраг. Похоже, что в них разводили рыбу и переселяли её из пруда в пруд по мере подрастания.


   Около "Туриста".
   Ближе к улице Вильгельма Пика река поворачивала на юг и по линии ресторана "Охотник" (ныне - учебный центр "Тетра Пак") текла до ручья, ныне образующего пруд в «Рыбной деревне» на ВВЦ (на старых картах это речка Каменка). Сохранилась старица у пожарного депо – у "Туриста" русло засыпано в 80-е годы талым снегом и строительным мусором под стоянку туристических автобусов, а в 70-е на трассе ул. Вильгельма Пика при строительстве моста и прокладке метрополитена.
   Знания бесценны - фантазия безгранична. 
   Далее, в районе недостроенного моста, русло пролегало западнее нынешнего – сохранилась заболоченная старица. На этом пустыре, между рекой и Сельскохозяйственной, до 1980 года выращивали капусту. Кто выращивал, не знаю, но организация была государственной – был забор, сторож и въезд с Сельскохозяйственной улицы. После ухода овощеводов пустырь долго не зарастал и дождями из него постоянно вымывало осколки битого стекла и форфора – наверное удобряли помоями. Не было ли это капустное поле последним следочком деревни Огородника? Недостроенный мост заложили под Олимпиаду – планировалось лес и пойму за рекой присовокупить к Ботаническому саду и сделать центральный вход здесь (отсюда и название станции метро).


   Не доходя нынешнего устья Лихоборки, старое русло Яузы проходило по правому берегу – заболоченная старица сохранилась по сей день.


   Здесь русло доходило до Сельскохозяйственной улицы и, приняв Лихоборку, возвращалась почти до железнодорожного моста – глубокая старица сегодня превратилась в озеро, и по планам Моссовета отойдёт под Китайский центр.
   Окружную железную дорогу река пересекала на 20 метров западнее, чем сейчас – это видно по сохранившимся кюветам и буеракам.
   Предшественница Сельскохозяйственной улицы проходила по самой кромке правого берега сегодняшнего русла реки, восточнее метров на 150 – 200 – следы прежнего моста видны на глубокой старице реки и за железнодорожной насыпью со стороны проезда Серебрякова (сохранились остатки деревянных свай). (Дорогу нарисовал синим.) Как телеги пересекали насыпь? Очень просто – насыпи не было, была временная деревянная эстакада.
   Найду картинку в компьютере – вставлю.
   За железнодорожной насыпью у моста на проезде Серебрякова, река выгибалась на запад метров на 80 и текла так до самой картонажной фабрики. 


   Севернее река имела излучину аж до самого Лазоревого проезда – сохранились овраги от старого русла, и явно выделяется насыпь к старому мосту (ныне он пешеходный). Да и руины насосной станции, качающей воду на Картонажку, находятся на другом берегу – что было не разумно до появления водопровода.


   Выше по течению, у подножия холма, на котором расположена усадьба Свиблово, Яуза протекала по линии сегодняшних прудов. Между прудами и рекой сохранилось болото – это след промежуточного русла, между старым и новым. Реку не однократно передвигали подальше от усадьбы.
   Севернее усадьбы Свиблово излучины не было – об этом я писал выше. 

 

   Но чуть севернее сохранились болота и бочаги от прежнего русла. Есть намёк на русло по правому берегу, но он похож на впадающий ручей – а большое количество пескоулавливателей просто настораживает. Не пристани ли это для перегрузки товаров? Ближе к Игарскому проезду река проходила восточнее метров на 50. 


   На старой фотографии окрестностей Института Пути видны остатки конструкции железнодорожного моста – этот мост стоял на старом русле, и просто его не успели сломать. В этих местах возможны обширные подземелья – люди хозяйственные и не любят засыпать овраги без полезного для них использования. Не случайно в этих местах сохранились следы испытательного стенда для проходческих комбайнов – думаю, что это ещё не все открытия для диггеров. 


   Только за стадионом ЦНИИС река почти входит в своё законное русло. Это "почти" колеблется в районе 5 – 10 метров.
   Ещё выше по течению, за Кольской улицей, Яуза имела крутую излучину, выгнутую на юг, и принимала Медведковский ручей – сохранилось зарастающее озерцо. 


   В районе Чукотского проезда, на месте бывшей деревни Филино, река имеет замысловатую зигу с большим заливом – наверное, это след мельницы или плотины.


   До улицы Менжинского русло менялось не так значительно, но уже за мостом - там, где сейчас насосная станция, река делала большую и крутую петлю по своему правому берегу – значит и насосная станция не случайна в этом месте и приличное озерцо тоже.


   Отсюда и до самого метромоста местность так окультурена, что найти следы прошлого просто невозможно. Вот за мостом намного интереснее.

   Сейчас там реконструируют спортивный комплекс, принадлежащий когда-то пограничному училищу. За стадионом, в зарослях кустарника, находится бывший полигон, окружённый рвом, доходящим своей южной частью, аж до Олонецкого проезда. Возможно, это старица реки, но старые руины, сложенные из известняка, позволяют допустить, что это останки предшественника погранучилища. 


   Близость пугающего села Тайнинское с его казематами и пыточными, соседство с местом ссылки августейших особ заставляет фантазировать о некоем правительственном комплексе на тракте в Сергиевскую Лавру. Ясно одно – север столицы был надёжно закрыт от возможного противника и успешно хранил дворцовые тайны.






© Желтиков А.П.

Добавлено в Свиблоград 04.04.2009 г.

Категория: Я_уза времени. | Добавил: Zeltikov (05.04.2009) | Автор: Желтиков А.П.
Просмотров: 4915 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz
Форма входа
Скрипт поиска по сайту:
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0