Четверг, 25.04.2024, 06:51
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Я_уза времени. [12]
Разумные бредни дилетанты.
Откуда есть пошло СВИБЛОВО? [1]
Галопом по эпохам, по времени былому...
Старые фотографии Свиблово и окрестностей. [0]
Посмотрим на старые фотографии, сравним, что было, что есть, а чего уже нет.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
 Каталог статей
Главная » Статьи » Из истории Свиблово. » Я_уза времени.

Я_уза времени. Часть 6.


«--- назад: Часть 5




До чего же хитро всё было замыслено!
   Дорога в Свиблово имела крутой подъём и была пригодна только для пешей прогулки. Значит хозяева не столько контролировали въезд, сколько следили за обстановкой внутри. Владельцы же села Медведково, наоборот, контролировали дорогу, но не владели информацией о настроениях дачников. При этом между этими сёлами никогда не было прямой дороги – сказывалась вековая вражда. Костью раздора служил фруктовый сад на высоком берегу реки напротив Медведковской усадьбы. Кто-то третий умело передавал эту переходящую кость, то одному хозяину, то другому. Собака была зарыта между родами Плещеевых и Пожарских ещё в незапамятные времена, а кость была только символом старой княжеской междоусобицы. О сидельцах в Свибловской даче докладывали две враждующие стороны, что гарантировало достоверность информации и исключало преступный сговор. 


   И после этого официальная история приводит документальные свидетельства о том, что дачники сами выбрали себе это место и обустроили его. В чистом виде унтер-офицерская вдова.
   Я не копаю грязное бельё, а ищу подтверждение написанному на ландшафте. 


   Так что могло быть между Плещеевыми и Пожарскими? Первый из боярского рода (гражданский), второй из Суздальских князей (военный). Остальные бывшие хозяева этих сёл имели родственную близость к царской семье и пользовались ими как государственной собственностью – пока правители их не передаривали. Оба хозяина были при дворе на вторых ролях, только Пожарские были в опале в 16 веке. Надо копать глубже…
   Ага. Пожарские из рода Рюриковичей, т.е. потенциальные враги рода Романовых. Становятся понятными: и опала, и замалчивание заслуг, и не продвижение по службе – вечно вторые. Тогда каким боком он в одном ряду с Мининым? Для его сдерживания? По всем документам этот герой только мешал: долго стоял лагерем в Ярославле, постоянно опаздывал на все стычки, и пошёл на Москву только тогда, когда Трубецкой отбил Польский обоз с провиантом. Именно этот обоз и решил судьбу России. (Остановившись с ополчением в Ярославле, Пожарский целое лето медлил двинуться на Москву, несмотря на неоднократные увещания троицких властей, указывающих на возможность и опасность появления короля Сигизмунда. Выступив из Ярославля, Пожарский шел чрезвычайно медленно, сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов и прибыл к Москве одновременно с Ходкевичем , успевшим между тем собрать провиант для польского гарнизона, засевшего в Москве. Этот провиант был отбит у Ходкевича казаками, под начальством князя Д.Т. Трубецкого , что и решило участь польского гарнизона: через два месяца голод принудил его сдаться. Со взятием Москвы оканчивается первостепенная роль Пожарского, в грамотах пишется первым имя князя Д.Т. Трубецкого, а имя Пожарского стоит вторым, в товарищах.) Хитрый лис и тут вывернулся. А в памятнике он в угоду сторонникам Рюриковичей – политика дело тонкое. Многие из прошлых врагов сочли это как признание их сторонниками победы противника. Партии Рюриковичей не стало. Сохранились только отдельные кучки затаивших злобу неудачников.
   Пришлые же из Черниговщины Плещеевы безрезультатно пытались выслужиться среди многочисленных царских родственников. У них был единственный шанс – потеснить потомков Рюриковичей. Вражда была социальной.
   Надо проверить, случайно ли они оказались соседями или в этом есть царский промысел.

   А пока поищем предпосылки выбора Свиблова как места заключения в Леоново. Именно здесь, во владениях Хованских, поселился тайный советник Бассевич, писавший дневник будущего мужа Анны (или донесения о нём). Августейших особ не могли заточить в местах не обжитых менее именитыми заключёнными, а в Леоново такой опыт уже был. По официальной версии, название Леоново произошло от пленных Левонцев. Обопрёмся на эту теорию. Леоново – концентрационный лагерь для военнопленных типа вольного поселения. Вырисовывается подмосковная Колыма.
   Когда-то через это село шла Троицкая дорога, во всяком случае, паломники проходили именно тут, мимо старой Леоновской церкви. 

   Карта необычна, с религиозной направленностью, и по исполнению и границам Москвы, датируется мной как раритет 16 века (если не раньше лет на 100).


   Вероятно, паломники шли: через Леоново - по Медведковскому шоссе – по Осташковскому шоссе – и далее по Ярославке на Мытищи. Наверное, это и есть старая Троицкая дорога. Деревянная Леоновская церковь (выстроенная в 1633 году), обозначенная на карте, разобрана по ветхости ещё в 17 веке, и место её расположения недоступно, так как находится на территории меховой фабрики. Судя по этой карте, первоначально Леоново стояло на реке Горяинке. Кстати, Леоновская церковь находилась на территории села Ростокино – что говорит о большей территориальной значимости села Леоново, и о более почтенном возрасте его по сравнению с сельцом Ростокино (Леоново – село, а Ростокино – сельцо).
   С переносом Троицкой дороги, село осталось в стороне и захирело, потеряв часть своих земель – теперь граница между Леоново и Ростокино проходит по речке Горяинке (На месте современного района когда-то располагалось село Ростокино. Слово "росток" принадлежит к общеславянскому языковому фонду и сохранилось в названии ныне немецкого, а прежде славянского города Росток, и означает "раздвоение на два потока". Село стояло по Яузе и впадавшей в неё речке Горяинке: по Яузе на правом и левом берегах, а по Горяинке только на левом, образуя в плане фигуру, похожую на развилку, т.е. раздваивалось, расходясь на два потока.) - ныне это безымянный ручей, берущий своё начало из Капустинского пруда – видеть его воочию можно в районе 1-го Леоновского проезда, между окружной железной дорогой и автобазой Главпочтамта (что теперь на месте автобазы не знаю).

   Русло ручья окружено гаражами, и подойти к нему крайне затруднительно - вода течёт бойким потоком шириной около метра по глубокому оврагу. До реки ручей не дотекает, засыпан, сровняли и овраг – но раньше здесь был мост или крутой подъём. На холме в устье ручья (ныне 1-й проезд Леонова) сейчас расположен ОПУ МВД РФ. Чаще всего государственные организации занимают земли своих предшественников – можно предположить, что и раньше здесь стояли работники правопорядка, охраняющие пленных (стрельцы или казаки). О бунте казаков в Ростокино сведения сохранились (В 1613 г. большой отряд казаков, занимавшийся разбоем на Троицкой дороге, послал из Ростокина гонцов к царю Михаилу Фёдоровичу, сообщая. что они готовы покончить с разбоем и идти на службу к государю. Царь послал в село своих людей с наказом переписать казаков, но те воспротивились и принялись самовольно ставить на Троицкой дороге, по направлению к Москве, засады-"сторожки". Но царю удалось как-то уладить это дело...). Те ли это казаки или другие уже не разберёшь, но то, что в этих местах они стояли факт. Дороги из Леоново шли только в Ростокино и в Свиблово – с востока ручей в овраге, с запада и с юга река – сама природа изолировала это место от внешнего мира. 


  Южнее Леоновской церкви, река круче уходила к югу – 100 метров грунта насыпали к 80-му году (под олимпиаду).
Сейчас там новое футбольное поле.
Севернее стадиона "Искра" Яуза соединялась с прудами – раньше их было три, сохранился только один, Леоновский пруд. Два более мелких были выше по течению – сейчас там заросший овраг. Похоже, что в них разводили рыбу и переселяли их из пруда в пруд по мере подрастания.



   Проинспектируем северных соседей – Медведково. Это село ещё раньше было замешано в политике по самые уши (Дальнейшая история села такова. Род Пожарских пресекся на его внуке Юрии Ивановиче (1682). Село отошло в казну, и в 1687 г. царевна Софья жалует им своего фаворита князя Василия Васильевича Голицына, владевшего им до петровской опалы в 1690 г. При нем происходит расцвет Медведкова. Голицын обратил особое внимание на украшение храма. Именно он был инициатором переименования приделов в настоящем виде, а также пригласил артели мастеров для создания сохраняющихся до сих пор иконостасов.

   Великолепный пятиярусный иконостас главного храма относится к концу XVII века. В его создании предположительно принимал участие знаменитый белорусский мастер Карп Золотарев, создавший в те же годы иконостас в известной и прославленной русской церкви, шедевре «нырышкинского барокко» храме Покрова в Филях. Иконостас нижнего храма создан примерно в то же время, что и верхний: по стилевых особенностям можно говорить, что и его создавал Карп Золотарев или его ученики.

Софья любила Медведково и часто бывала здесь летом. Прогулявшись по прекрасной березовой рощице, тут же можно было наловить разводимой в пруду самой разной рыбы, покормить прекрасных лебедей и оленей, покататься по живописным окрестностям на породистых лошадях, а затем отдохнуть в прекрасном дворце.

   Любила Софья и медведковскую церковь, подолгу стояла на службах. Будучи художественно одаренной, именно для этой церкви в 1681 г. Софья создала прекрасные цветные миниатюры к напрестольному Евангелию, хранившемуся в церкви. Сейчас Медведковское напрестольное Евангелие 1681 г., вошедшее в кладовую русского искусства и культуры, находится в Историческом музее.), и тоже связано с Петром, но ещё принцем.

 

   И наконец легендарное Тайнинское, в которм был и путевой дворец (По распоряжению Иоанна Грозного во второй половине XVI века по Троицкой дороге были выстроены деревянные путевые царские дворцы. Их было пять. Первый от Москвы путевой дворец располагался в селе Алексеевском (недалеко от современной станции метро «Алексеевская»). Второй – на берегу Яузы в селе Тайнинском (в километре за МКАД). Третий дворец находился на реке Скалбе, в селе Братовщина. Четвертый был в селе Воздвиженском, а пятый  - в Троице Сергиевом монастыре. Центром этих поместий являлся Государев двор. Как правило, он включал царские хоромы, боярские и мастеровые избушки и привратные караульни. Во всех случаях территория двора окружалась глухим забором с рядом пристроенных хозяйственных помещений и, обычно, парными проездными воротами. Непременной принадлежностью любой большой усадьбы являлись плодовые сады, огороды и пруды для разведения рыбы.), и пыточные камеры (По преданию первый русский царь облюбовал уединенное и труднодоступное село для расправы со строптивыми боярами. На холме, там, где сейчас в Тайнинском возвышается церквушка, стоял царский терем. В низине у пруда находились тайные застенки, в которых пытали и казнили без суда). И охоты, и обряды, и конечно дворцовые интриги и тайны(Еще раньше датируется (1401-1402 гг.) село Тайнинское. В XIV веке оно принадлежало двоюродному брату Димитрия Донского, герою Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, прозванному Храбрым. Иоанн Грозный останавливался в Тайнинском после взятия Казани. Царь Алексей Михайлович любил в Тайнинском заниматься соколиной охотой. Затем сюда ездил Борис Годунов. Царские Троицкие походы совершались регулярно. Проходили  они в несколько приёмов и не за один день. При этом  имели сложный ритуал и красочные обычаи. Самодержцы при поездке к Троице предпочитали Тайнинский путевой дворец.
     В "смутное время" в селе Тайнинском состоялась встреча Лжедмитрия I с Марией Нагой.  Лжедмитрий заставил привезенную из монастыря Марию Нагую признать его своим сыном!
     18 июля 1605 года Лжедмитрий встретил царицу-инокиню Марфу как свою мать и беседовал с ней. Свидание это было весьма важно для Лжедмитрия, а равно и для всего народа русского, потому что царица должна была или  признать в нем своего сына, или не признать. Она его признала. (Эта дата стала роковой, а само место имеет символический смысл.) Стоял здесь лагерем и Лжедмитрий II. Осенью 1612 года в этих местах находилось народное ополчение под предводительством Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. 
     Само село Тайнинское , стоящее на берегу реки Яузы, как раз в том месте, где впадает в нее речушка Стебельки, известно с  XV в. как Тайнинское или Тайницкое. Но еще с XI-XII вв. селились в этих местах люди, что подтверждают многочисленные археологические находки. В  стародавние времена величали его обычно Танинским. Название, скорее всего возникло от слова: «тоня» - запруда реки Яузы, предназначенная  для рыбного лова и рыбного хранилища.
     Храм села Тайнинского (церковь Благовещения) был построен в 1675-1677 гг. по указанию царя Алексея Михайловича (на месте известной с XVI в. и уничтоженной во время Литовского разорения деревянной церкви Николая Чудотворца, заложенной еще Иоанном Грозным). Уже издали бросается в глаза его стройный силуэт, увенчанный пятиглавием. Эта форма завершения сделалась во второй половине XVII в. почти что обязательной. Сильно обветшавший теперь храм обращает на себя внимание изощренными цепочками "штучного набора", т.е. декоративно-формованными кирпичными деталями, обрамляющими сильно вытянутые окна, главы, карнизы, кокошники. Но несравненно декоративнее и затейливее уникальный фасад примыкающей к нему трапезной (с запада). 
     Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуются с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе, "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применявшейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной  с особой яркостью ощущается взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Проникновение светских элементов в строгую, суровую, жестко регламентированную русской православной церковью сферу духовной жизни на примере тайнинского храма прослеживается очень ясно и составляет глубокое эстетическое и эмоциональное впечатление.
     Неподалеку, над рекой Яузой, стоит памятник Царю-мученику Николаю Александровичу, созданный в 1996 году скульптором В.М. Клыковым.)

   На памятнике и остановим описание жития мучеников...








© Желтиков А.П.

Добавлено в Свиблоград 04.04.2009 г.


Категория: Я_уза времени. | Добавил: Zeltikov (04.04.2009) | Автор: Желтиков А.П.
Просмотров: 1413 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz
Форма входа
Скрипт поиска по сайту:
Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0